Бывают случаи, когда проще самому устранить поломку автомобиля, чем заниматься поиском автосервиса и оплачивать услуги мастера. Это касается неисправностей рулевой рейки, когда во время езды стабильная работа мотора начинает сопровождаться странными звуками. В статье мы расскажем, с какими неполадками этой детали обычно сталкиваются водители и как отремонтировать ее своими руками.
Распространенные поломки
Рейка представляет собой механизм, который отвечает за преобразование вращения руля в линейное перемещение колес авто. Ее основная задача – это контроль движения и направления машины. Принцип действия детали строится на перемещении ведущей шестерни, которая способствует движению рулевого вала и тем самым поворачивает колеса.
К наиболее распространенным неполадкам узла относится износ сальников и уплотнителей. С течением времени они истончаются и начинают трескаться, что влечет за собой утечку смазывающей жидкости. Другая частая проблема – выработка червяка вала и зацепляющих зубьев штока. Это происходит как по причине постоянного трения, так и вследствие коррозионных процессов.
Понять, что механизм вышел из строя, можно по следующим признакам:
- посторонние звуки при повороте руля;
- появление течи масла;
- сложности с вращением руля;
- увод авто в сторону во время езды.
Если вы замечаете эти симптомы, не стоит медлить с ремонтом. Своевременное восстановление работы узла позволяет предупредить более серьезные неисправности и обеспечивает безопасность движения по автодорогам.
Этапы ремонта
Ремонт своими руками следует начинать с подготовки. Автомобиль поднимают на домкратах или подъемнике и снимают колеса. Проводить работы лучше вместе с помощником, поскольку сделать это самостоятельно бывает проблематично. Для восстановления узла потребуются инструменты и расходные материалы – набор ключей, съемник для сальников, смазка, герметик или уплотнительная лента. Также не помешает запастись ветошью для удаления грязи.
Весь процесс устранения неисправностей проходит в определенной последовательности – от снятия механизма и установления причин неполадки до замены изношенных деталей, обратной сборки и проверки работоспособности. Рассмотрим эти этапы детальнее.
1. Демонтаж и разборка
Чтобы извлечь механизм, необходимо снять защиту силового агрегата (если она предусмотрена конструкцией) и отсоединить теплоизоляционную пластину. Далее нужно открутить крепежи и демонтировать неисправный узел. В большинстве случаев его можно снимать вместе с тягами, что в дальнейшем облегчает монтаж новых пыльников.
Разборка демонтированного узла осуществляется следующим образом:
- Отсоединяют рейку от тяг при помощи плоской отвертки.
- Снимают заглушку зубчатого вала и откручивают стопорную гайку.
- Удаляют стопорное кольцо и извлекают вал.
- Демонтируют нижний сальник со стопорным штифтом и другие детали.
Все снятые компоненты отмывают от грязи и масла, чтобы осмотреть на предмет неисправности.
2. Диагностика
Диагностика механизма предусматривает тщательный осмотр деталей с определением степени их изношенности. В процессе визуальной проверки оценивают состояние сальников, подшипников, втулок, зубчатого вала. Если повреждения слишком серьезные, замена компонентов может быть невыгодной. Проще купить новый узел и поменять его целиком.
3. Ремонтные работы
Если детали подлежат замене, на их место устанавливают новые и собирают механизм в обратном порядке. Предварительно все элементы смазывают маслом. Собранный узел устанавливают на авто, подключают тяги и затягивают все крепежи. В завершение устанавливают пыльники и ставят на место колеса.
На последнем этапе нужно опустить автомобиль и проверить работоспособность рулевого управления. Для этого выполняют несколько оборотов руля, стараясь делать это от одного упора до другого. В завершение проверки следует удостовериться в отсутствии заеданий и люфтов, а также оценить уровень гидравлической жидкости в гидроусилителе.
Полезные рекомендации
Правильно восстановить узел помогут некоторые рекомендации от профессионалов:
- При замене деталей используйте только качественные комплектующие от проверенных поставщиков.
- Для смазывания новых компонентов применяйте специальные масла, предназначенные для этих запчастей.
- Всегда контролируйте уровень жидкости гидроусилителя, так как его нехватка может повлечь за собой новые неисправности.
- Если на валу есть следы коррозии, то во время работ его нужно отшлифовать. При глубоких коррозионных процессах деталь лучше заменить.
- Для замены пыльников можно купить специальный ремкомплект, который подбирается по VIN, каталожному номеру или техническим параметрам автомобиля.
Чтобы отремонтировать деталь правильно и без ошибок, стоит предварительно посмотреть видео и ознакомиться с рекомендациями специалистов. Если с самостоятельным восстановлением возникают сложности, лучше воспользоваться услугами опытных мастеров, которые оперативно выполнят ремонтные работы и профессионально отрегулируют развал-схождение.